Главная страница

Благословения студии
Студия
Духовник студии
Телепрограмма "ВЕСТНИК ПРАВОСЛАВИЯ"
Премьеры
Эксклюзивные интервью
Паломничества студии по святым местам Руси
Записки корреспондента Отзывы
Фотоархив
Поздравляем!

Православные мысли на каждый день
Вечная память
Вопрос священнику
Объявления
Тихвинская икона
Православные просветительские центры

Музыкальная страничка
Картинная галерея
Литературный уголок

ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА

Статья из книги "Очерки истории Санкт-Петербургской епархии" под редакцией Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)
(1927-1995)

XVIII и XIX века можно назвать петербургским периодом развития русской церковной музыки. Именно здесь произошла эволюция от малоподвижных одноголосных напевов до усложненных и ярких многоголосных сочинений, и от "соборного" творчества к авторскому.
Многоголосие польско-украинской певческой традиции, так называемое партесное пение (от итальянского "партес" - часть) начали распространяться еще во второй половине XVII века в Москве. Петр I перевез в новую столицу хор государевых певчих дьяков (иначе - Придворный хор), исполнявший исключительно партесное пение. Сам царь часто пел в этом хоре партию баса по крюковым и линейным нотам. Новая хоровая культура вызывала сильное неприятие у ревнителей древнего православного благочестия, которые определили партесное пение как "латинскую ересь". Это сопротивление, однако, было полностью преодолено в XVIII веке, старинный одноголосный склад знаменного пения теперь сохранился лишь у старообрядцев.
Придворный хор пополнялся певцами из Московского Синодального хора и по традиции - церковными певцами с Украины. Один из них, украинский казак А.Розум, стал фаворитом, а позднее тайным мужем императрицы Елизаветы Петровны и получил позднее графское достоинство под фамилией Разумовский.
Новую эпоху Придворного хора, который с 1716 г. стали называть капеллой, открыло прибытие в 1735 г. итальянского капельмейстера Ф. Арайи. Позднее в столицу были приглашены другие известные европейские композиторы, в основном - итальянцы: Галуппи, Мартини, Паэзиелло, Чимароза, Сарти. Произведения этих музыкантов не были удовлетворительными в церковном смысле, так как слащавая сентиментальная музыка явно преобладала над богослужебным текстом. Похоже, итальянцы сыграли роль злых гениев русской церковной музыки, придав ей пышный оперно-концертный стиль, столь неприсущий православным традициям. Тем не менее, концерты итальянцев стали широко исполняться в петербургских храмах. Апофеозом подобной музыки можно считать ораторию Сарти "Тебе Бога хвалим", исполненной в 1769 году Петербургской Капеллой в имении князя Потемкина, в Яссах. В исполнении оратории вместе с капеллой принимали участие несколько военных хоров, роговой инструментальный оркестр и батарея из десяти пушек, стрелявшая в момент, когда пелось "Свят, Свят, Свят". Современники отмечали, что помимо итальянской музыки, в церквях исполнялись "Херувимская" на мелодии из оратории Гайдна "Сотворение мира", пели "О, всепетая Мати" на музыку Глюка из оперы "Ифигения"
Неблагополучное положение смогли немного исправить русские композиторы второй половины XVIII века. У своих итальянских учителей они переняли мелодизм и выразительность, но одновременно сумели преодолеть излишнюю роскошь западноевропейской музыки и поставить на должную высоту богослужебные тексты. Эти мастера открыли период авторской русской церковной музыки. Самым ранним представителем следует считать М.Березовского, получившего образование в Петербурге и в Болонье, но закончившего жизнь трагически. Более удачливо сложилась жизнь Д. Бортнянского, также учившегося в Италии. По возвращении в Петербург он был назначен композитором "малого двора" (то есть, двора наследника престола Павла Петровича). А затем управляющим Придворной капеллой. В своем творчестве Д. Бортнянский старался идти путем возрождения национальных певческих традиций. Необычайную распространенность приобрела, созданная им, "Херувимская". Он первым стал гармонизовать древние мелодии (Киевский, Греческий, Болгарский и другие распевы), подгоняя их, тем не менее, к европейской ритмике.
Все же успех итальянских композиторов и их русских эпигонов вызвал к жизни множество подражательных духовных концертов, которые стали вытеснять традиционное церковное пение. Император Павел I, заботясь о восстановлении русской духовной музыки, выпустил в 1797 году указ, в котором предписывал не употреблять концерты вместо причастного стиха, а петь каноник или псалом. Но этот указ, как и многие другие павловские указы, не был исполнен.
Александр I при посещении северных губерний России был неприятно поражен плохими церковными хорами, и выпустил императорский указ о "стройном исполнении церковного пения". Тогда же Святейший Синод повторил запрещение Павла I на "произвольные" концерты, разрешив к исполнению только концерты. Одобренные директором Придворной Капеллы. Этот суровый закон о цензуре помог очистить церковную музыку от псевдоитальянских подражательных произведений. В результате этих мер началось возвращение к богатству древних напевов.
П.И. Турчанинов, также входивший в состав капеллы, пытался как можно более сохранить музыкальный язык оригинала. Его переложения до сих пор принадлежат к числу доныне любимых и часто исполняемых церковными хорами.
В николаевскую эпоху капелла стала центром обучения церковной музыки: в 1847 году вышел императорский указ, по которому право обучения пению в церквах имел лишь владелец аттестата капеллы. Тогда же были открыты Регентские классы. В действительности и этот указ не выполнялся, и на практике пению обучал любой священник, окончивший курс духовной семинарии.
В Петербурге сформировался свой, недолговечный и, по-видимому, во многом искусственный, придворный напев. Считалось. Что он синтезировал то лучшее, что привозили с собой певцы капеллы из разных российских местностей. По указу Николая I (1846 г.) в Петербург посылалось по одному лучшему певцу каждого архиерейского хора с тем, чтобы специально обучить придворному напеву.
Большую роль в совершенствовании церковной музыки сыграл директор капеллы А.Ф.Львов, автор старого гимна России. Он поднял исполнительское мастерство хора до такой высокой степени, что Г.Берлиоз поставил его выше знаменитого папского хора. В своих сочинениях львов стремился подчинить музыку словам и основным правилам богослужения. Все же Львов обвинялся в злобоупотреблении европейской стилистикой, в основном немецкой. Его критиками выступили М.И. Глинка и князь В.Ф.Одоевский, провозгласившие приоритеты национально-самобытной музыки. Глинка серьезно занялся церковной музыкой под влиянием пения Шереметьевского хора. Убежденный, что гармонизация древних напевов должна основываться на старинных церковных ладах, а не на общеевропейских мажорной или минорной гамме. Глинка начал серьезный труд, который оборвала ранняя смерть.
Идеи Львова и Глинки сформировали два разных направления в русской церковной музыке второй половины ХIХ века. Главными последователями львовского направления принято считать
П. М. Воротникова, Г. Л. Ломакина, Н. И. Бахметева, продолжателями Глинки - Н. М. Потулова, М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова. Конечно, такие выдающиеся композиторы, как А. Гречанинов,
П. И. Чайковский и позднее - С. В. Рахманинов не вписывались в одно определение "направление" и счастливо сочетали национальные и общеевропейские традиции.
С музыкой Литургии Чайковского связан следующий эпизод: директор Придворной капеллы Н. И. Бахметев дал резкую оценку этому сочинению и написал, что "песнопения чисто оперные, лишенные всякого церковного элемента, музыка, которая неизбежно приведет соблазн в молящихся". Пользуясь правом цензора, полученным еще при Бортнянском. Он не разрешил исполнять это сочинение в церквях. После громкого судебного процесса директор капеллы был лишен своих цензорских прав.
Вторая половина прошлого века ознаменовалась и тем фактором, что впервые за всю девятисотлетнюю историю русской церковной музыки композиторы (начиная с А. Архангельского) включили в хоровую партию женские голоса. Прежде участие женщин в церковных хорах исключалось.
Последний предреволюционный расцвет капеллы связан с именем Балакирева, который на посту директора сумел поднять престиж ведущего хора России. Предпринятая новая "гармонизация" богослужебных песнопений имела строго национальный характер, удовлетворяя одновременно всем церковным правилам. Особое внимание Балакирев и сотрудничавший с ним Римский-Корсаков уделяли обучению малолетних певцов.
Помимо Придворной капеллы Петербург славился частными хорами, многие из которых вели свое начало с петровских времеен. Самой известной считалась Шереметьевская капелла, популярность на рубужу веков пользовался хор А. А. Архангельского, дававший "исторические концерты". При многих церквях существовали так называемые церковно-народные хоры, имевшие свои школы певчих, чаще всего - бесплатные. "Антониевский" народный хор пел бесплатные службы в военной тюрьме. Большой популярностью пользовался митрополичий хор (около ста человек), певший в Троицком соборе Александро-Невской лавры.
В Петербурге действовало "Общество регентов", которое способствовало "художественному развитию хорового дела", "Певческое бюро", организовывавшее хоры для церквей, подыскивавшее регентов, "Церковно-певческое благотворительное общество", помогавшее певчим, издававшее духовно-музыкальные произведения, и другие организации.
Видной фигурой в сфере духовной музыки в начале века был С.В. Смоленский, открывший Петербургское Регентское училище (прием в регентские классы при капелле в 1907 г. для всех желающих был прекращен), основавший журнал "Хоровое и регентское дело".
Среди монастырских хоров выделялся хор Троице-Сергиевой пустыни под управлением игумена Иоасафа, автора многих духовных сочинений.
После революции 1917 года и жестоких гонений на Церковь говорить о каком-то развитии церковной музыки не приходится.
С возобновлением духовных школ в 1946 году открывается регентское отделение. Последние годы отделение заведует М.И.Ващенко, собравший несколько десятков нотных сборников для церковных хоров.
Некоторые петербургские хоры имеет интересные обычам. Так, хор Спасо-Преображенского собора 8 ноября в день смерти П.И.Чайковского исполняет его "Литургию"; этим же хором, следующим "итальянской2 традиции, исполняются произведжения Архангелдьского и Гречанинова. Выделяются мужской хор Валаамского подворья, возрождающий древние распевы, и хоры Духовной Академии.
Известной эстрадой для хоровых выступлений стал Воскресенский собор бывшего Смольного монастыря, который следовало бы вернуть Церкви.

 

Новое
Православные Святыни
Монастыри России
Православные храмы Санкт-Петербурга
Православные праздники
Святые Земли русской
Подвижники Земли русской
Духовные беседы
Православие и русская культура
Другие фильмы  

ФОБОС: погода в г. С.-Петербург


HotLog