 |
Высказывания святых земли Русской
о духовном пении и церковной музыке
Священномученик епископ Арсений Жадановский "Сколько
церковное пение, быть может, переродило сердец самых грубых и
преступных, сколько оно исторгло слез. Молитвенных вздохов, умиления и
сокрушения у молящихся… Певец. Когда ты видишь в храме во
время твоего пения коленопреклоненного и усердно молящегося, знай, что
церковное пение вызвало у них это умиление и слезы." "Где песни
духовные, туда снисходит благодать Духа, и освящает уста и душу. Святая
православная церковь приносит Богу лучшее. Для славословия Его она
избрала живой человеческий голос, как звуковой орган человеческой души,
связанный с ней по естеству. Церковная музыка - это зеркало, отражающее
внутреннюю жизнь церкви - ее учение, религиозные переживания всего
общества в целом. Надо быть ангелом, что бы хвалить Бога. Каждый сын
Церкви, потому и есть ее сын, что исповедует веру церковную, молится
церковно, и вообще живет духовной жизнью церкви. Духовная песнь
глубока, как человеческое страдание; искренна, как молитва; сладостна,
как любовь и утешение. Духовное пение - есть "надыскусство", граничащее
с откровением, ибо в нем "действует не народный гений, ни мудрость века
сего, а голос Церкви, одухотворяемый и просвещаемый Духом-Утешителем,
пребывающим в ней по обетованию Божественного основателя".
Святитель Иоанн Златоуст
"Для чего употребляется пение? Бог, видя, что многие из людей нерадивы,
тяготятся чтением духовных писаний и неохотно принимают на себя этот
труд, и, желая сделать этот труд вожделенным, и уничтожить чувство
утомления, соединил с пророчествами мелодию, чтобы все, услаждаясь
стройностью напева, с великим усердием возносили Ему священные
песнопения. В самом деле, ничто, ничто так не возвышает и не окрыляет
душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает
любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и
стройно составленная Божественная песнь". " Будь кто стар или молод,
богатый или бедный, раб или свободный, жены или мужья, с грубым голосом
или совершенно не знакомый со стройностью пения - если песнь исходит от
целомудренной души, твердого помысла, сокрушенного сердца, чистой
совести Господь примет ее".
Летописец Нестор
"Мы не знали, на небе ли мы или на земле, ибо нет на земле такой
красоты. Красота пения, как знак Божьего присутствия, явленной Истины
была главным критерием в выборе Русью веры".
Святоотеческое писание
"Наше древнее церковное пение - есть выражение духа нашего народа,
возросшего под влиянием Церкви. Народ вносил многое от своего
природного богатства и дарований в недра Православной Церкви в виде
мелодий, в которых отражаются глубина и сила его религиозного чувства,
его душевные качества. Эти мелодии - то возвышенно-простые, строгие и
важные, то нежные, трогательные и умилительные - народ, как лучшее
достояние свое, от чистого сердца отдает своей матери - Церкви. Вот
почему эти родные звуки дороги ему, как придуманные, пережитые,
перечувствованные. О многом они говорят русскому человеку. О былом, и о
настоящем, и об ожидаемом в будущем. Будят в нем благородные порывы,
святые чувства любви к вере и Отечеству". "Пение - живая иллюстрация
нашего богослужения с его молитвословиями, продиктованными Духом
Святым. В церковном пении должны быть серьезность, спокойствие,
ровность, отчетливость, молитвенность и так называемая чистота пения.
Идеал нашего пения выражен в церковном песнопении "Свете тихий", где
святая Церковь приглашает к прославлению Отца и Сына и Святого Духа
"гласы преподобными". Церковное пение должно быть преподобное. А что
мыслится под именем "преподобного", это кажется всем известно. В
понятие "преподобного" входит все чистое, святое, церковное,
благодатное, божественное, ангелоподобное". |
 |