Главная страница

Благословения студии
Студия
Духовник студии
Телепрограмма "ВЕСТНИК ПРАВОСЛАВИЯ"
Премьеры
Эксклюзивные интервью
Паломничества студии по святым местам Руси
Записки корреспондента Отзывы
Фотоархив
Поздравляем!

Православные мысли на каждый день
Вечная память
Вопрос священнику
Объявления
Тихвинская икона
Православные просветительские центры

Музыкальная страничка
Картинная галерея
Литературный уголок

МУЗЫКА

А.Н. КРУЧИНИНА
Канд. ист. наук, зав. каф. Древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной Консерватории

 

О НЕПРЕРЫВНОМ ЦИКЛЕ ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Русское церковно-певческое искусство в его наиболее ценной, национально окрашенной части до настоящего времени в очень малой степени востребовано современной практикой. И дело не в его "устарелости", художественной несостоятельности или в несоответствии с целями и задачами богослужения, а в сознательном пренебрежении этой великой богодухновенной, созданной соборным гением русского народа культурой.

Впервые не вопиющее, недостойное великого искусства песнетворчества, отношение к нему современного ему русского общества обратил внимание С. В. Смоленский. Еще в 1887 году вместе с С. А. Рачинским он создал программу изучения древнерусского пения (знаменного распева и его нотации) для духовных учебных заведений г. Казани. А с 1889 года, будучи директором Синодального училища, он воплотил программу целостного непрерывного профессионального церковно-певческого образования, рассчитанную на 10 лет.

Приведем слова С. В. Смоленского о целях и задачах подготовки будущих регентов: "…Дать молодым людям наилучшее общее образование и при нем такой запас музыкальных познаний, с которыми бы молодой человек, кончивший курс Синодального училища, мог бы легко сделаться отличным регентом-практиком и учителем пения в школе.

Всякая школа готовит человека к жизни, не имея возможности, да и надобности, вырабатывать в нем преждевременного дельца, но, имея обязанность сообщить ученику, все учительное, все помогающее, чтобы после школы вышел из нее человек со светлой головой, могущий сам рассудить, куда бы ему направить свои частные способности и свои отдельные склонности… Получение предварительного возможно широкого образования только и может создать мастера своего дела, так как, сила высокого мастерства именно и состоит не в его ремесленности, а в широком взгляде на дело.

…Для регента-художника, для учителя пения, а еще более того - для русского регента, не для пережевывающего лишь Бортнянского, надобно именно наилучшее музыкальное образование и возможно высшее общее развитие".

В подготовленном им учебном плане предусматривалось объединить достижения двух школ: Казанской учительской семинарии, созданной Н. И. Ильминским (его крестным отцом) и Татевской крестьянской школы С. А. Рачинского, а также, включить в дело современные Смоленскому достижения музыкальной теории и практики светского образования.

В 1-ом - ПЕВЧЕСКОМ отделении, рассчитанном на 4-х летний курс обучения, помимо общеобразовательных предметов в учебный план входили: обязательные занятия на двух инструментах - скрипке и фортепиано, курсы сольфеджио, теории, постановки голоса, церковного пения, обучение знаменной нотации. С 3-го года обучения. Помимо этого, в программу входили: элементарная гармония, 2-х голосный контрапункт и каноническое сольфеджио. Начиная с 4-го года обучения, программа включала изучение энциклопедии древних образцов.

Продолжением образования являлось 2-е - РЕГЕНТСКОЕ отделение, где изучение музыкально-теоретических предметов велось на лучших образцах классической профессиональной и народной музыки. Так, сольфеджио строилось на материале русских народных песен, сочинениях М. И. Глинки, А. П. Бородина, М. А. Балакирева. Ученики регентского отделения "репетировали" младших по всему курсу дисциплин певческого отделения. Постепенно год от года усложнялся музыкальный материал и от чисто практического его усвоения учащиеся приходили к историко-культурному осмыслению музыкального процесса. Если учесть, что все "синодалы" пели за богослужением, участвовали в симфонических концертах, исполняли сложнейшие хоровые партитуры западноевропейских и русских композиторов, то следует оценить выработанную С.В. Смоленским программу им учебный план очень высоко.

В 1907 году было создано Регентское училище в Санкт-Петербурге. В его задачи входило дать возможность всем желающим приобрести данную профессию. При училище была создана музыкальная школа и общедоступный хоровой класс, готовивший церковных певчих и служащий базой для практических занятий по дирижированию.

К сожалению, все эти достижения русской церковно-певческой педагогики "канули в Лету". Современный уровень церковно-певческого образования в регентских класса крайне низок, что отражается и на качестве исполнительства, и на уровне избираемых для богослужения музыкальных композиций. Не помогает изменить ситуацию и созданное в 1993 году в Санкт-Петербургской консерватории Отделение древнерусского певческого искусства, готовящее специалистов в области изучения, пропаганды и преподавания Русского церковного песнетворчества. Не помогает потому. Что разрушена "связь времен", что массовое церковно-певческое образование остается лишь в области мечтаний, что русские дети не знают, как звучит их родная песня, как пели в храме их предки, как они жили и ощущали красоту, благозв4учие и бесконечную глубину древних распевов.

Необходимо восстановление прерванной "цепи" Оно возможно при создании церковно-певческой школы, ориентированной на всю полноту знания культуры.

Новое
Православные Святыни
Монастыри России
Православные храмы Санкт-Петербурга
Православные праздники
Святые Земли русской
Подвижники Земли русской
Духовные беседы
Православие и русская культура
Другие фильмы  

ФОБОС: погода в г. С.-Петербург


HotLog