Главная страница <

Благословения студии
Студия
Духовник студии
Телепрограмма "ВЕСТНИК ПРАВОСЛАВИЯ"
Премьеры
Эксклюзивные интервью
Паломничества студии по святым местам Руси
Записки корреспондента Отзывы
Фотоархив
Поздравляем!

Православные мысли на каждый день
Вечная память
Вопрос священнику
Объявления
Тихвинская икона
Православные просветительские центры

Музыкальная страничка
Картинная галерея
Литературный уголок

ОПИСАНИЕ ТИХВИНСКОГО БОГОРОДИЦКОГО БОЛЬШОГО ПЕРВОКЛАССНОГО МОНАСТЫРЯ, С ИСТОРИЧЕСКИМ СКАЗАНИЕМ О ГЛАВНОЕ ЕГО СВЯТЫНЕ, ЧУДОТВОРНО-ЯВЛЕННОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ ПО МЕСТУ ЕЕ ЯВЛЕНИЯ ТИХВИНСКОЙ

Издание Тихвинского Большого Монастыря.
Издание третье. Тихвин
Типография Е.П. Благовещенской, Богородицкая улица соб. дом.
1913.

"Отныне ублажать мя вси роди".
"Благодать рождшагося из Мене и
Моя буди с сею иконою!".


Тропарь, Глас 4-й.
Днесь яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе Всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже Великая Россия, яко некий дар Божественый свыше благоговейне восприемши, прославляет Тя Богомати, всех Владычицу, и от тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. Ему же молися, о, Госпоже Царице Богородице, да сохранит вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих ; и спасет верою поклоняюшихся Его Божественному, и твоему Пречистому образу, Дево неискусобрачная.

Кондак. Глас 8-й
Притецем людие к Деве Богородице Царице, благодаряще Христа Бога, и к тоя Чудотворней иконе умильно взирающе припадем, и возопием ей: О Владичице Марие, присетивши страну сию Твоего частнаго образа явлением чудесно, спасай в мире и благовременстве вернаго Императора нашего и вся христианы, наследники показующи небесныя жизни. Тебе бо верно зовем: радуйся, Дево, мира спасение.

Молитва.
К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей аще не к Тебе, Госпоже, Царице небесная. Кто плачь мой и воздыхание мое приемлет, аще не Ты, о, Пренепорочная, надеждо христианом и прибежище мне грешному. Кто паче Тебе в милости; приклони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему, Мати Бога моего, не презри требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши. О, Госпоже, Царице Богородице! Подаждь ми радость душевную и подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како к Тебе молитися, и неотступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и и нетерпение мое; но буди ми покровительница и заступница в жизни моей и преведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада да, и тамо удостой мя с ними воспевати и славити Тя во веки, Аминь.


ВСТУПЛЕНИЕ.
Пред нами точное изображение явленной чудотворной иконы Пресвятой Владычицы, Матери Господа и нашего Иисуса Христа, - именуемой Тихвинской, осени себя читатель крестным знамением!

Глава 1
Вот уже более трех сот лет как в Св. обитель Тихвинского Большого Монастыря со всех концов православной Руси, всех классов и состоянии верующие богомольцы, ищущие душевного спасения, или обуреваемые скорбями и болезнями, ежегодно тысячами стекаются на поклонение чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, со времени чудодейственного Ее пришествия и до наших дней, не перестающей обильно изливать на усердно молящихся пред Ее святым образом, свои милости и исцеления недугов душевных и телесных.
Но что же это за икона - наверное пожелает знать благочестивый читатель - откуда взялась она? Почему называется она явленной? Из каких стран пришла она в приделы нашего Богоспасаемого Отечества и каким путем следовала до Тихвина?
Все это мы узнаем из письменных памятников глубокой давности, которые говорят о происхождении сей чудотворной иконы следующее:

Предание о глубокой древности Тихвинской иконы Божией Матери.

Икона Пресвятой Богородицы, названная в последствии Тихвинской, с Предвечным Младенцем на левой руке, написана во время земной жизни Божией Матери, - по преданию, - Св. Апостолом и Евангелистом Лукой; к этой то иконе и относились вышеприведенные слова Пресвятой Богородицы: "Отныне ублажать Мя все роди". "Благодать рождшагося из Мене и Моя будет с сею иконою", и слова Ее немедленно стали делом: икона прославилась бесчисленными чудотворениями.
Впоследствии Св. Евангелист Лука послал икону эту, вместе с Евангелием и книгой деяний Апостольских, в Антиохию в дар державному Феофилу, принявшему тогда веру Христову; по смерти его она была перенесена в Иерусалим, а оттуда в V веке по Р. Хр. Евдокией, супругой греческого Царя Феодосия младшего , прислана в дар сестре Царевой Пульхерии, - в Константинополь, где для не был воздвигнут великолепный храм, известный под именем Влахернского. В нем она пребыла 539 лет, изливая благодать чудес и исцеление, и за неоднократное спасение империи от нападения врагов и разные чудотворения она получила наименование Одигитрии (что значит: Путеводительница, крепкая помощница), которое еще более утвердилось за ней по следующему случаю: явясь однажды двум слепым, Божия Матерь привела их в упомянутый храм и, поставив пред своим чудотворным образом, даровала им прозрение.
Спустя несколько лет после этого, когда в Греции воздвиглось гонение на Св. Иконы, некто из благочестивых и священных людей отнес ночью св. икону Одигитрии из Влахернской церкви в обитель Пантократора и, затеплив пред ней лампаду, наглухо замуровал ее в стене алтаря, где она и была обретена с не угасшей лампадой, спустя более шестидесяти лет, - по прекращении иконоборства и уничтожения ереси, - благочестивыми царями Константином и Ириной, при Патриархе Тарасии. Тогда икона сия была снова торжественно поставлена во Влахернском храме, в котором она удалилась мгновенно из храма, за 70 лет до взятия Турками Царьграда, и, одновременно с тем, при державе Великого Князя Дмитрия Ивановича Донского, явилась в пределах Новгородских, на р. Тихвинке.
Что это действительно была та самая икона, которая чудесно удалилась из Влахернского храма, то это подтверждается, помимо совпадения времени удаления ее из Константинополя с явлением ее в пределах Новгорода, еще и следующим сказанием, занесенным в церковное повествование. Вскоре после явления чудотворной иконы в Тихвине, Новгородские купцы, бывшие по торговым делам в Константинополе, принимая благословение у Святейшего Патриарха, который во время беседы, между прочим спросил их: "нет ли В России слухов о чудотворной иконе Богоматери, скрывшейся из Царьграда"? Купцы рассказали ему, что знали о явлении иконы Богоматери в пределах Тихвинских и Патриарх решил, что это непременно та Св. Икона, которая была в Константинополе и скрылась. Он даже водил купцов в храм, в котором стояла икона, и показывал опустелое место на правой стороне церкви у столпа. По возвращении оттуда, купцы передали дословно об этом своим соотечественникам и на этом основании место для явленной иконы Богоматери отведено и здесь в Успенском храме так же, как и в Константинополе, в столпе, или колонне с правой стороны при входе в церковь.

Историческое сказание о явлении иконы Божией Матери
Одигитрии в пределах Новгорода.


В 1383 году во время княжения на Руси благочестивейшего Великого Князя Дмитрия Иоанновича Донского, при Святейшем Митрополите Пимене и Архиепископе Великого Новгорода Алексии, в пределах Великого Новгорода, местные крестьяне-рыбаки, довившие рыбу на Ладожском озере, в то время еще называвшееся озером Нево, были внезапно озарены ниспадающим свыше чудным светом. Пораженные таким необычайным явлением, они невольно устремили свои взоры туда, откуда исходил свет и увидели на воздухе икону Пресвятой Богородицы, от которой как от солнца, разливался ослепительный свет. Святая икона плавно шла, как по ветру, над водою и перейдя через озеро Нево, сделалась невидимою для глаз, наблюдающих за ее направлением, очарованных дивным видением крестьян.
Но скрывшись от глаз рыбарей, она вслед затем явилась в области Великого Новгорода, при реке Ояти, на горе Смолковой, - за сто две версты от г. Тихвина, где встречена была с неописанною радостью и помещена во вновь устроенной часовне, в честь Успенья Божия Матери, где с верою притекающие к Ней получали многоразличные исцеления. Но вскоре досточтимая сия Святая икона скрылась из часовни, явившись в таком же блеске и славе и в тех же пределах Новгородских при реке Ояти в селении Вымоченицы, за сто верст от Тихвина. Местные жители, пораженные чудесным шествием по воздуху иконы Богоматери, стеклись во множестве на место явления ее и, упав на колени, усердно молились Царице Небесной, чтобы Она даровала им сию Святую икону. И, как бы склоненная на благочестивое желание народа, сия икона тихо опустилась на землю, где немедленно же сооружена была для нее часовня, которая впоследствии заменена церковью, в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Исцелив здесь также множество болящих, Царица Небесная вскоре благоволила взять Свою Святую икону из этой часовни явить ее на новом месте в 21 версте от Тихвина, при р. Паше на Куковой горе и на этом месте в благоговейное воспоминание дивного стояния иконы Богоматери на воздухе в продолжении одного часа, была местными жителями также построена часовня, в честь явленной иконы Богоматери Тихвинской. Но этим еще не окончилось странствование Св. иконы; нужно полагать, что Пресвятая Владычица, дивным явлением Своего пречистого образа, до сих пор оказывала и освящала лишь те места, где должны были воздвигаться дома молитвы: храмы и часовни - во славу Божию. Отсюда Св. сия икона перенеслась, невидимо для людей, за 20 верст от Тихвина, на той же горе Куковой близ р. Паши, на место называемое Кожела, где и спустилась долу, по усердной молитве собравшегося сюда народа, который немедленно выстроил на этом месте для нее часовню, в последствии замененную церковью, во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Но и здесь недолго оставалась дивная святыня, - она опять скрылась и вновь появилась на воздухе, как и прежде, уже на берегу реки Тихвинки. Сюда тотчас же собрался народ и с ним прибыло духовенство с крестным ходом. Долго здесь продолжалось молебное служение, долго и громко взывал рыдавший народ: "Приди к нам, Царице, приди к нам, Владычице, призри на ны недостойныя рабы Твоя, нисполи щедроты Своего человеколюбия, посети нас свыше и просвети омраченные грехами светозарным Твоим пришествием,".По таковой усердной молитве святыня медленно спустилась на самыя руки людей, лобзавших ее в преизбытке живейшей радости и для нее тотчас же было приступлено к построению молитвенного храма. Срубив множество дверей и положив в тот же день три венца в основании храма, преисполненный сердечной радостью народ разошелся в ночь по домам своим, оставив при иконе нескольких человек для ночной молитвы. Оставшиеся для сего люди, прободрствовав всю ночь, под утро заснули, и, пробудясь, к своему ужасу увидели, что не только икона, но и начатый сруб и заготовленный лес до последней щепы, - все неизвестно куда девалось. Невыразимое было изумление и горесть народа, пришедшего с рассветом на место явления св. иконы. С неутешным рыданием разошлись все по дремучим лесам и дебрям дикой окрестности и, долго бесцельно скитаясь по ней, на противоположном берегу Тихвинки они внезапно увидели место, озаренное ярким светом и поспешили туда. И, о, дивная и непостижимая премудрость Божия! - Заготовленный лес, и срубленные из него три венца и щепа - все здесь, и , что дивнее всего, гад восточной стеной сруба свят икона Богоматери, как солнце, сияющая, на воздухе, явилась очам обрадованного народа. После усердной молитвы, они снова принялись за созидание церкви, и между тем, избрав из Среды себя достойнейших, послали их в Великий Новгород, с известием о всем случившемся, к преосвященному архиепископу Алексию, который с своей стороны об этом событии сообщил в Москву Великому Князю Дмитрию Иоановичу и Святейшему Митрополиту Пимену. Преосвященный Алексий, благоговея к чудному явлению иконы Пресвятой Богородицы в пределах Тихвина, хиротонисал пресвитеров и диаконов, снабдил их антиминсом и с посланными из Тихвина благословил в путь на скорейшее окончание и освящение храма во имя Успения Пресвятой Богородицы.

О сооружении на месте явления иконы Божией Матери первого древнего храма во имя Успения Пресвятой Богородицы и о чуде совершившемся при водружении креста на главу его
Быстро подвигалось сооружение храма общими трудами и посильными жертвами почитателей святыни: в том же году к приближавшемуся празднику - Успения Божией Матери церковь была уже готова, оставалось только освятить ее. Желая усугубить сие духовное торжество, духовенство и народ избрали из среды своей выдававшегося тогда чистотою жизни, благоговейного и Богобоязненного пономаря Георгия, по народному прозванию Юрыша, и послали его оповестить о предстоящем торжестве всех жителей верст за двадцать кругом. Исполнив возложенное на него поручение, Георгий уже возвращался в свое место за один день до праздника Успения Пресвятой Богородицы и, не дойдя трех верст до того места, где был создан новый храм, остановлен был чудесным явлением: ощутив сначала необыкновенное благоухание, вслед затем он удостоился видения Царицы небесной, сидящей на обрубке сосны (клади)и окруженной необыкновенным сиянием, в правой руке Ее был красный жезл, о который она как бы опиралась в землю, а с левой стороны близ Нее стоял украшенный сединами светлый муж, святительских одеждах, сходственный с изображением Св. Чудотворца Николая. Георгий, объятый благоговейным страхом и трепетом, пал на землю. "Возстани, не бойся", сказал ему Святитель, прикоснувшись к руке его. Встав на колена, Георгий дерзнул воззреть на Царицу Небесную, изрекшую к нему: "Человече! шед в церкви, рцы священникам и людям, да не ставят железнаю креста на церкви Моей, ею же хотят поставити, но да древян крест поставят, тако бо мне изволися". Госпоже Владычице! неимут мне веры, - отвечал трепетный Георгий. "Егда не имут веры, сказал Святитель, тогда будет знамение уверения ради". Засим чудесное видение сокрылось от очей изумленного Георгия.
Усердно помолившись на месте, где Матерь Божия Сама соблаговолила беседовать с ним, Георгий возвратился домой и предал священникам и народу все им виденное и слышанное. И он не ошибся: люди, даже священники, не поверили ему и начали водружать железный крест на новосозданном храме, но когда взошли с ним на главу церковную, тогда внезапный порыв ветра свалил стоявшего сверху купола и ставящего крест человека и безвредно, см крестом в руке, опустил его на землю. Тут только поверил народ словам Георгия и согласился поставить деревянный крест. На месте же явления Царицы Небесной клирику Георгию, после благодарственной молитвы, была построена часовня во имя Святителя Николая, а из клади сосновой, на которой сидела Владычица, был сделан крест, который благодатью Божией и теперь находится в сей часовне, принадлежащей Николо-Беседному Монастырю, устроенному в память тогоже события и почти одновременно с Тихвинским Большим Монастырем.

(Пречистенский погост - ныне г. Тихвин).

Чудотворная икона Божией Матери, пребывая в новоустроенном храме, обилием чудес, изливаемых на благочестивых поклонников, привлекала таковых все более и более, причем некоторые из них поселялись навсегда около сей святыни и таким образом болотистое, пустынное и никем необитаемое входившее в состав одной из древних пятин Великого Новгорода место, превратилось сначала в селение названное впоследствии Причистенским погостом, который потом переименован был в Тихвинский Посад, а в царствование Благочестивейшей Государыни Императрицы Екатерины II переименован в город Тихвин.

О чудесно сохраненной иконе Божией Матери во время пожаров

В 1390 году, спустя семь лет по явлении иконы Богоматери, выстроенная в честь и славу Ее, деревянная церковь, от не загашенной в ней вовремя свечи - сгорела, а чудотворная икона, невидимой силой изнесенная, найдена невредимой в кустах можжевельника, которым и поныне изобилует эта местность. В тоже самое время, от неизвестной причины, - сгорела и часовня, построенная на месте явления Матери Божией - Георгию, а крест с нее был обретен также в можжевельнике, ни мало не поврежденным.
На месте сгоревших построены вновь церковь и часовня, но, по небрежению блюстителей их. в 1395 году, ночью опять в один и тот же час сгорели до основания; Святая же икона, равно как и крест остались, как и прежде, невредимыми, хотя на этот раз найденными в самом пепле. Благочестивые почитатели Святыни выстроили третий храм и часовню, уже гораздо обширнейшие, но в 1500 году, спустя 105 лет от устройства этой церкви, попущением Божиим она опять сгорела; икону же Богоматери удостоились вынести священник Василий с сыном своим Стефаном. И эта сгоревшая церковь, усердием благочестивых христиан, заменена была новою - деревянною церковью.
Время построения, на месте деревянной, - каменной Успенской Соборной церкви и чудо при устроении сего св. храма.

В 1510 году Великий Князь Василий Иванович, в ознаменование своего усердия к Чудотворной иконе Пречистой Девы, повелел из собственной своей казны построить на Тихвине церковь с папертями каменную, для сооружения которой прибыли из Москвы подрядчик Дмитрий Сырков и мастер Фрязин. При окончании уже здания вдруг паперть внезапно рушилась и засыпала двадцать человек рабочих. Разрушение было так велико, что в течении трех дней не могли расчистить и разобрать кирпич обширной развалины, почему и потеряли всякую надежду к спасению людей, трое суток находившихся под страшною тяжестью и пребывающих в этом положении без пищи и воздуха; но каково же было изумление и благодарность народа к милосердию Матери Божией, когда все двадцать человек найдены не только что живыми, но и невредимо сохраненными Ею.
По окончании постройки церковного здания, главный алтарь оного, в честь Успения Божией Матери, освятил Преосвященный Серапион, Архиепископ Великого Новгорода, 12 августа 1515 года.

Новое
Православные Святыни
Монастыри России
Православные храмы Санкт-Петербурга
Православные праздники
Святые Земли русской
Подвижники Земли русской
Духовные беседы
Православие и русская культура
Другие фильмы  

ФОБОС: погода в г. С.-Петербург


HotLog